концерт цикла «Величественные. Бетховен. Шостакович»

Концерт цикла «Величественные». Бетховен. Шостакович

Никто не знает точную дату его рождения, никто не знает скольких он любил, никто не знает, как он страдал и каким он был на самом деле.

Его называли последним из титанов «венской классики». Он с ранних лет боролся со страшным недугом и писал музыку уже будучи полностью глухим.

Конечно же речь идет о великом Людвиге ван Бетховене. В этом году весь мир отмечает его 250-летие. Загадочный, бунтующий, необъятный гений Бетховена вот уже два столетия полностью владеет умами как музыкантов, так и слушателей.

Постоянно наступающая и отступающая глухота страшно пугала и дезориентировала Бетховена. Он все время метался от воодушевляющих периодов надежды к удручающим, депрессивным временам полного отчаяния.

Свой несносный характер он объяснял именно болезнью: «О вы, люди, считающие меня злонравным, упрямым или мизантропичным — как вы несправедливы ко мне, ведь вы не знаете тайной причины того, что вам кажется. Вот уже шесть лет я пребывают в безнадежном состоянии, усугубленном невежественными врачами…»

Вторая симфония Бетховена, которую вы услышите на очередном концерте цикла «Величественные», была написана в 1802 году в один из вдохновенных периодов надежды. В это время он испытал первые приступы глухоты. Лето он провел в деревенской глуши и был полон надежд на выздоровление. «Мои физические силы растут и прибывают больше, чем когда-либо, вместе с силой духовной. Судьбу нужно хватать за глотку. Ей не удастся сломить меня. О, как было бы прекрасно прожить тысячу жизней!» – писал Бетховен.

Бесконечной любовью к жизни, радостью жизни наполнена солнечно-светлая симфония №2.

Следует обратить особое внимание на третью часть этой симфонии. Впервые Бетховен вместо Allegro пишет скерцо. Критики описывают эту часть как шутку, полную ритмических и динамических неожиданностей. Казалось бы, совсем простая тема преломляется совершенно непредсказуемо, изобретательно и остроумно.

Во втором отделении вас ждет концерт №1 для виолончели с оркестром Дмитрия Шостоковича. Этих двух композиторов разделяет 150 лет и объединяет борьба. Борьба с внешними обстоятельствами, которые сбивают с ног и ломают судьбы. Бетховен и Шостакович не только выживают, но и продолжают творить гениальную музыку. И если у Бетховена это была болезнь, то у Шостаковича — политика. Дважды его творчество объявляли «антинародным» и запрещали к исполнению по всей стране. Увольняли с позором из консерватории.

Он стал известным композитором в 20 лет. Его первую симфонию, по сути дипломную работу, играли по всему миру. Его 15 симфоний современники называли «великой эпохой мировой музыки». Анна Ахматова подарила ему свою книгу с посвящением: «Шостаковичу, в чью эпоху я живу на земле».

И после мировой славы и безусловного признания таланта, Шостаковича низвергали и отправляли в забытье. Он отменял премьеры, соглашался с творческой ссылкой и… продолжал писать.

Свой виолончельный концерт он написал снова, находясь на вершине, но всегда ожидая очередной «немилости». Напряжение в этом произведении не спадает ни на секунду. Для виолончелистов этот концерт – вызов не только их профессионализму, но и выносливости. В отличии от других композиторов, которые позволяют солистам передышки в виде больших оркестровых кусков, Шостакович не позволяет виолончелисту «спрятаться» за оркестр.

Всемирно известный виолончелист Мстислав Ростропович (для которого и был написан этот концерт) даже придумал уникальный трюк. В определенны момент, в финале смычок можно перехватить в кулак и сыграть финал, поставив мощную точку. Необходимо добавить, что обычно кулаком держать смычок не принято. Это, пожалуй, единственное произведение, где такое встречается.

Солист — виолончелист Алексей Шадрин. Лауреат международного конкурса им. Дэвида Поппера в Венгрии (2005 год), международного конкурса в Минске (2008 год), конкурса Пражская весна (2018 год) и победитель Международного конкурса имени Лысенко в Киеве (2012 год). Он выступал на концертах с такими музыкантами, как Павел Балефф, Валерий Соколов и Евгений Изотов. В 2016 году Алексею Шадрину присуждена стипендия Бориса Пергаменщикова. А в 2017 году он стал участником благотворительного концерта памяти Мстислава Ростроповича в Германии.

Дирижер Виталий Протасов — дирижер Национальной филармонии Украины. Дирижировал симфоническими оркестрами Львовской, Одесской, Луганской, Днепропетровской филармоний, Оркестром Национальной филармонии Украины, Камерным оркестром Ровенской филармонии, Киевским камерным оркестром, оркестрами Поморской и Щецинской филармоний (Польша), Симфоническим оркестром им. Бетховена (Германия).

Напомним, МАСО «Слобожанский» начал новый цикл концертов, посвященных великим. Чайковский, Бетховен, Бах, Моцарт … Те, чье творчество, и является понятием «классическая музыка».

Ждем вас 03.04 в 19.00. Дом Алчевских (ул. Жен Мироносиц, 13)
Билеты в кассе оркестра. тел: 706 14 16 (10: 00-17: 30, перерыв 13: 00-14: 00)
или на сайте интернет-билет.